РЕПОРТАЖ: Гармония звука: как четыре поколения династии Янковских настраивают и реставрируют фортепиано
Новости темы «Репортаж БЕЛТА» РЕПОРТАЖ: Дог-шоу в море позитива: 150 собак всех пород показали себя во всей красе на выставке в Витебске РЕПОРТАЖ: Шаг в профессию: как молодые специалисты обустраиваются в учреждениях здравоохранения Витебска
Настройщик фортепиано — профессия не для всех и, по расхожему мнению, находится на грани исчезновения. Неудивительно, что знания о таком ремесле передаются от отца к сыну. В семье Янковских это стало традицией, так как уже четыре поколения работают над настройкой, регулировкой и реставрацией фортепиано. Сергей вместе с женой Юлией и сыном Тимофеем трудятся на недавно открывшейся «Фабрике фортепиано» в Минске, где оживляют собранные инструменты и настраивают их на гармоничный лад. Династия Янковских поделилась с корреспондентом БЕЛТА историей семьи, а настройщик Сергей Янковский рассказал о тонкой работе над клавишным инструментом.
От дедушки — отцу, от отца — сыну, от сына — внуку
Сергей Янковский работает с инструментом уже 26 лет. Он знаком с этой сферой с самого детства, когда отец показывал, как настраивать и ремонтировать пианино в музыкальной школе. «Потом, уже в юности, он брал меня к себе в мастерскую. Мне понравилась работа с инструментом и свободный график, потому что в этой специальности можно самому регулировать рабочее время. У нас соединились настройщики по маминой и папиной линии, потому что жили в Борисове. Можно сказать, так было предопределено судьбой», — рассказал настройщик.
Дедушка Сергея Антон Иосифович Реут изначально работал на небезызвестной Борисовской фабрике пианино. Руководство предприятия отправило его помочь организовать фабрику по производству пианино в городе Орджоникидзе (сейчас Владикавказ. — Прим. БЕЛТА). Он работал в основном регулировщиком из-за проблем со слухом. Это был скрупулезный и кропотливый мастер, за которым закрепилась слава как об одном из лучших мастеров своего дела. Последние годы Антон Иосифович провел на минской ООО «Муза-компани», занимающейся ремонтом и реставрацией клавишных инструментов.
Известным мастером стал и его пасынок Михаил Викторович, тоже реставратор фортепиано. Именно их приглашали в музыкальные школы для настройки и регулировки инструмента. «Это было качество. Отец настраивал и регулировал, а дедушка занимался реставрацией механики», — рассказал Сергей. Михаила Викторовича пригласили в Китай для выбора моделей пианино, которые впоследствии станут производить на минской «Фабрике фортепиано».
Жена Сергея Юлия связала свою жизнь с фортепиано по приглашению отца мужа и работает на «Фабрике фортепиано» регулировщицей уже четыре года. «Мы с Сергеем знакомы с нулевого класса, жили в одном районе. Когда поженились, борисовская фабрика уже не брала учеников. Сергей обучался у своего отца и деда, и вот уже 26 лет он работает настройщиком фортепиано, — рассказала Юлия. — Я все время была домохозяйкой и растила детей, занималась их воспитанием, образованием и домом. А потом дети пошли учиться в университеты, и уже надо было мне куда-то идти».
Четвертое поколение династии открыл младший сын Тимофей, которому не понравилось учиться на менеджера-экономиста, поэтому он тоже пошел работать на фабрику, где уже около двух лет обучается мастерству настройки музыкального инструмента и продолжает совершенствоваться. Совсем недавно три поколения Янковских работали на минской фабрике фортепиано. Несмотря на то, что Михаил Викторович ушел на заслуженную пенсию, он до сих пор не забывает производство и радеет за него.
«Это очень интересно, потому что своими глазами видишь, как инструмент сначала лежит на складе по запчастям и постепенно становится таким, каким мы его привыкли видеть. Ты постепенно доводишь его до ума, параллельно учишься чему-то новому, потому что каждый инструмент индивидуален и к каждому нужен особенный подход», — поделилась Юлия.
Настройщики фортепиано будут востребованы всегда
В производстве фортепиано задействовано несколько специалистов, среди них — настройщик, регулировщик и сборщик. «Настройщик приводит фортепиано к идеальному для музыканта звучанию по частоте. Регулировщик налаживает клавиши инструмента по всем стандартам, чтобы пианино соответствовало всем нормам игры. При нажатии клавиш должны соблюдаться определенные параметры», — рассказал Сергей Янковский.
К слову, чтобы настраивать пианино, музыкальный слух не нужен. Настройщик пытается разложить звук на несколько составляющих, сравнивая клавиши и настраивая звук по интервалам. Музыкант же обращает внимание на другие параметры. Каждый инструмент отличается изготовлением, струнами, звуком. Задача настройщика — найти максимально хорошее звучание, и с ней Сергей успешно справляется, что доказывают положительные отзывы профессиональных музыкантов. А вот одно фортепиано производится около двух месяцев, потому что требует минимум четырех настроек. Поэтому настройщики работают параллельно над несколькими инструментами.
По мнению Сергея Янковского, для работы настройщиком одних навыков недостаточно — у человека должен быть определенный характер. «Больше всего такая работа подойдет человеку, который предпочитает быть в одиночестве. Необходимо много времени проводить наедине с инструментом. Работа с инструментом занимает много времени, — рассказал он. — Настройщик должен быть отчасти перфекционистом, тут не бывает ничего приблизительного — нужна точность».
Сергей совмещает работу на фабрике с настройкой инструментов в музыкальных школах, где около 80% пианино давно устарело. «Хотелось бы, чтобы все музыкальные школы были оснащены новыми фортепиано. Последние поставки инструментов «Беларусь» Борисовской фабрики пианино были сорок лет назад. Они уже выработали весь свой ресурс», — сказал он.
«Фабрика фортепиано» открыта по поручению Президента с целью заменить старые инструменты в музыкальных школах. «Дети в Беларуси талантливые, они хотят играть и с удовольствием это делают. А играть приятнее на новом инструменте», — добавила Юлия.
Фото Максима ГУЧЕКА.
БЕЛТА.
Источник: www.belta.by