РЕПОРТАЖ: Как витебский мастер больше 30 лет дает жизнь струнным музыкальным инструментам
Новости темы «Репортаж БЕЛТА» РЕПОРТАЖ: Скорость и выносливость: полумарафон провели в Бресте РЕПОРТАЖ: Спорт, наука, экология — чем школьники Витебска могут заняться во внеурочное время
Изгиб желтой гитары витебчанин Александр Сипаров не просто обнимает нежно, он своими руками создает его так, чтобы пела душа музыканта, как только его пальцы касаются струн. Имя мастера знают все не только в Витебске, но и в области, а также за рубежом. Во время фестивалей в столице северного региона россияне неизменно приобретают у него около десятка гитар. Его инструментальные «подопечные» разъехались по Беларуси и миру, вплоть до США. Александр Сипаров рассказал корреспондентам БЕЛТА, как рождается на свет струнный инструмент, какой голос у черной ольхи и почему его дело порой не терпит спешки.
Витебчанин в детстве закончил музыкальную школу по классу баяна, у него тонкий слух и настраивать инструменты он может легко. Когда-то он работал следователем в уголовном розыске, но пришли лихие 1990-е, большая страна развалилась, нагрянул кризис, и он стал перед выбором, чем зарабатывать на жизнь.
Поначалу он брал струнные инструменты на ремонт, чинил, изучал, пробовал создавать свои. Постепенно это небольшое хобби превратилось в профессию.
Сейчас Александр Сипаров умеет делать гитары, домбры, балалайки, укулеле, лютни. И даже скрипки, но это больше эксперимент, признался мастер, они не претендуют на профессиональные изделия. «Я создаю инструменты для крепких и уверенных в музыке любителей, это не профессиональные образцы. Скорее это инструменты для ежедневной работы, для оттачивания музыкального мастерства. И ценовой диапазон на них невысокий, потому что я понимаю, что не все могут позволить себе, например, первоклассную гитару для занятий в обычной музыкальной школе», — пояснил витебчанин.
Процесс создания каждого инструмента он сравнивает с рождением ребенка. «Я не могу остановиться, пока не закончу делать один инструмент. Для каждого из них нужно свое время. Работа поглощает меня полностью, и я не замечаю ни времени, ни усталости. Если, например, основу одной гитары могу сделать дней за восемь практически без перерыва на другие дела, то уже работа с покраской, лаковым покрытием спешки не терпит. Здесь надо дождаться, когда высохнет каждый слой лака, а их наношу и пять, и шесть, чтобы покрытие превратилось, образно говоря, в стекло», — рассказал Александр Сипаров.
Струны для своих инструментов он заказывает через интернет, предпочитает американские. Пробовал он аргентинские, испанские и даже китайские, но остановился только на определенных, которые придают его инструментам особый тембр.
Звучание инструмента, отметил мастер, очень сильно зависит от материала, из которого он сделан. И если профессиональные музыканты спорят, что лучше — сосна, бук, красное дерево, то витебский мастер делает скидку на личные вкусы и предпочтения. В данном споре исполнители так и не пришли к единому мнению, поэтому Александр Сипаров своим заказчикам просто рекомендует то, что подойдет конкретному человеку, тем более что он много экспериментировал и испробовал все доступные материалы.
Груша достаточно жесткая и имеет бархатный тон. На гитаре из этого дерева можно играть замечательные романсы. Бук подходит для хорошего классического инструмента, на котором исполняют практически любую музыку. Это отличный вариант для юных любителей перебирать струны.
Обычно на один инструмент витебчанин использует одну чурку, так как каждая древесина несет определенную энергетику и дает свое неповторимое звучание. Однако порой приходится и комбинировать материалы. Черную ольху, которая имеет высокочастотное звучание, из-за пористой структуры нужно дополнять жестким материалом, например, шпоном клена.
Это сейчас «сырье» можно достать без проблем. А лет 30 назад, в дефицитные 1990-е годы, приходилось искать везде. Александр Сипаров рассказал, что брал древесину, разбирая контейнеры, в которых на предприятия доставляли различное оборудование из-за рубежа. Ему попадались бук, клен и даже красное дерево. Мастер сушил древесину и создавал из нее свои инструменты.
У витебчанина выработался свой профессиональный стиль. Он делает деку (переднюю планку гитары) веерной технологией. На лицевой стороне инструмента отчетливо видны полосы расходящиеся от центра веерообразно. Это старинная, уже почти забытая у производителей музыкальных инструментов традиция, уходящая корнями в XIX век. И благодаря ей, утверждает витебчанин, гитара поет по-особенному.
В целом мастер старается любую особенность материала использовать себе в плюс. Например, если на древесине есть темные полосы или другие рисунки, он составляет деку так, чтобы все выглядело симметрично и эксклюзивно.
С музыкой Александр Сипаров всегда шел по жизни бок о бок. Он был первым президентом витебского клуба авторской песни «Аккорд» и стоял у истоков фестиваля авторской песни «Листопад», которому перевалило за 30. Он общался с музыкантами из разных стран. А еще мастер рассказал, как однажды ему пришлось экстренно чинить гитару участника группы «Мираж». Музыканты прибыли на концерт в Витебск, но инструмент неожиданно сломался, тогда известного «доктора» гитар попросили спасти положение. Над «пациентом» мастер трудился всю ночь и уже к рассвету вдохнул в него жизнь.
Алеся ПУШНЯКОВА,
Фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.
Источник: www.belta.by