РЕПОРТАЖ о музыканте — педагоге детской школы искусств из Витебска и ее юных виртуозах-балалаечниках
Новости темы «Репортаж БЕЛТА» РЕПОРТАЖ о рейдах МЧС в частном секторе Могилева: исправная печь — залог безопасности РЕПОРТАЖ: «Любить детей и о себе не забывать». Многодетная минчанка о семейном счастье и самореализации
Симптомы по-настоящему увлеченного и творческого человека проявляются достаточно ярко, чтобы их не заметить. У него одухотворенное лицо, горящие счастьем глаза, стремящиеся к большему планы, а любую услышанную мысль или увиденную сценку из жизни он способен интерпретировать в истинный шедевр, будь то картина, литературный роман или музыкальное произведение. Нередко его пример со скоростью всепоглощающей эпидемии распространяется вокруг и заражает других людей вирусом творчества. При этом, как правило, наружу проступает наследственность: передающиеся по крови из поколения в поколение способности вызывают прогрессирующее развитие таланта, умноженного на трудолюбие. Таким ярким примером генно-творческой модификации является педагог витебской детской школы искусств имени А.В. Богатырева Олеся Калачева, у которой в «анамнезе» есть артистичные натуры и чьи достижения отмечены не одной наградой различного уровня. Корреспондент БЕЛТА накануне Дня работников культуры пообщалась с креативно заряженным музыкантом и ее учениками, так сказать, контактами первого уровня, которые владеют поистине народным инструментом — балалайкой. Юные виртуозы и их наставник рассказали, как болеют музыкой и друг за друга.
Для Олеси Калачевой все началось еще задолго до ее первого посещения музыкальной школы, когда она, первоклашка, откликнувшаяся на приглашение учителей музыки, решила попробовать себя в творчестве. Как выяснилось намного позже на одной из семейных посиделок с дальними родственниками, ее прабабушка Елизавета вплела в свой генетический код любовь именно к балалайке, когда сама освоила этот инструмент и достигла в игре немалых успехов. Только война помешала развитию ее таланта, ведь из-за разрухи, оставшейся после нашествия коричневой чумы, нужно было восстанавливать и семейное гнездо, и страну. Однако ее творческое наследие не угасло, а возродилось в правнучке.
Изначально будущего учителя музыки привлекала гитара, но для ее маленьких ручек идеально подошла балалайка. И если у Олеси Калачевой были сомнения, стоит ли заниматься на ней, то опытный и авторитетный педагог Наталья Суровая развеяла их, разглядев в ученице природные задатки. Талантливая выпускница той же ДШИ, где училась музыке, вот уже много лет является ее коллегой, часто обращается за советами и считает наставницу своей второй мамой.
У Олеси Калачевой за 20 лет педагогического стажа собралась и личная внушительная копилка наград за различные конкурсы, и своя плеяда талантливых выпускников. Одной из самых ярких звездочек учитель музыки называет Кирилла Ячменева, который в этом году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. На одном из конкурсов мальчика заметил Андрей Горбачев, которого называют первой балалайкой мира. Профессор академии Гнесиных, разработавший собственную школу балалайки, которую мечтают постичь многие музыканты, пригласил юного витебчанина на свой курс. Молодой человек в свое время был стипендиатом Специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи, а теперь в свои 26 лет является успешным музыкантом и композитором, достойно представляя Витебск и в целом страну в мире музыки.
Подрастающие виртуозы-балалаечники из Витебска продолжают покорять музыкальный Олимп по традиции, заложенной своими предшественниками. Этим прекрасным народным инструментом занимаются преимущественно мальчики, так как легкий по весу инструмент все же требует большой физической силы для игры на нем. «Чтобы извлечь хороший звук, нужно приложить немало усилий, причем физических, чтобы балалайка звучала. Среди моих учеников тем не менее есть девочки, которые тоже имеют немало наград высокого уровня за участие в различных конкурсах. Кто-то из них затем идет дальше в мир музыки, а кто-то выбирает другую профессию, но с музыкой не расстается. Мои выпускники регулярно приезжают, навещают нашу ДШИ. Кирилл Ячменев, например, давал мастер-класс для ребят, которые учатся сейчас по классу балалайки», — рассказала Олеся Калачева.
Разницу в преподавании и игре учителя и ее выпускника ребята замечают, хотя не могут выразить точно, в чем отличие. Лауреат многочисленных международных и республиканских конкурсов восьмиклассник Ярослав Шабуня поделился своими впечатлениями от мастер-класса, отметив, что интересно попробовать разные стили, техники в игре на балалайке, тем более что Кирилл Ячменев и сам по себе очень позитивный и приятный человек.
Многообещающий юный музыкант, который начал пробовать себя даже в качестве композитора, уже сейчас определился с выбором профессии — он пойдет по стопам своего педагога. Сейчас Ярослав пока выбирает училище, куда будет поступать после девятого класса.
«Я начал заниматься балалайкой вообще случайно, — рассказал Ярослав. — К нам в школу пришла Олеся Валерьевна и пригласила к себе на уроки, и я записался просто так, по приколу. А когда начал заниматься, у меня начало получаться, я понял, что мне нравится. Уже занимаюсь на инструменте шестой год. Родители поддерживают, друзья тоже часто просят что-то сыграть, в школе на концертах выступаю».
Молодой человек теперь хорошо держится на сцене, почти не волнуется перед большой публикой, но свое первое выступление помнит как сейчас. Он играл на школьном концерте, в середине произведения вдруг забыл, что нужно играть дальше, хлопнул себя по лбу, но быстро собрался и продолжил выступление.
За полных пять лет учебы в ДШИ у него дома на «полке почета», как он это назвал, хранится больше 50 наград очных конкурсов музыки, и это не предел. И еще у витебчанина, который стал стипендиатом Спецфонда Президента по поддержке талантливой молодежи, есть собственный концертный инструмент, изготовленный под него индивидуально с учетом особенности его руки. У Ярослава, как отметила педагог, длинные пальцы, и потому мастер сделал максимально удобный гриф.
Семиклассник Илья Воронов тоже шестой год постигает игру на балалайке. На областных и региональных конкурсах он покоряет жюри на раз-два. Он попал в мир музыки примерно так же, как и Ярослав, — по «рекламе» педагогов ДШИ. И потом у него не было ни тени сомнений и сожалений, он всегда ходит на уроки с большим удовольствием — по велению души. Да и балалайка ему поддается легко, редко бывает, чтобы он был недоволен собой, не говоря уже о педагоге, которая считает мальчика очень способным.
Алексей Ермаченко с шести лет занимается музыкой, вокалом, может похвастаться дипломами лауреата многих конкурсов республиканского и международного уровней. Ему нравится и игра на инструменте, и пение — мальчик является участником школьного хора гимназии №3 имени А.С. Пушкина, где культивируется музыкальное направление. «Мне больше нравится старинная музыка и народные, старые песни. Они о жизни, дружбе да и намного красивее современных», — ответил парень на мой вопрос, что он предпочитает как исполнитель. А еще Алексей сказал, что знает нынешних звезд эстрады, например Моргенштерна, но такую музыку не слушает.
Олеся Калачева считает, что на такие вкусы влияет классическая музыка, которая является основной в обучении ребят игре на инструменте. Как оказалось, на балалайке классические произведения звучат великолепно, а за рубежом отмечают сходство этого инструмента с клавесином. Когда талантливый педагог в свое время выступала с октетом балалаечников «Витебские виртуозы» в Германии, зрителям очень понравились народные музыкальные произведения, но от классики в исполнении балалаек они пришли в неописуемый восторг.
Ученики Олеси Калачевой выступают как сольно, так и в составе детского оркестра ДШИ, и даже составляют малые коллективы. Все трое ребят — Ярослав, Алексей и Илья — весьма успешно играют в трио.
У талантливого педагога и ее воспитанников есть также свой талисман — концертная балалайка, которая приносит удачу на конкурсах. Она еще ни разу не подвела. Вообще, как рассказала музыкант, учебные и концертные инструменты отличаются. Для выступлений на большой сцене его изготавливают из дорогих твердых пород дерева, чтобы звук был благороднее и ярче.
И еще один многообещающий ученик Олеси Калачевой — ее сын Кирюша. Мальчик сам изъявил желание играть на балалайке. Дома, когда мама репетирует перед конкурсами и выступлениями, он сидит рядом, слушает, наблюдает за постановкой рук, а затем копирует это, часто бессознательно. В этом плане для педагога и мамы в одном лице обучать сына намного легче, так как он многое осваивает самостоятельно.
«Я изначально боялась, что Кирилл не будет воспринимать меня как педагога. Мне многие советовали отдать его другому учителю, но пока сын работает наравне с другими моими учениками, и у меня с ним нет проблем. Я не побуждала его заниматься именно на балалайке, он как-то сам потянулся к инструменту, что меня очень обрадовало. Посмотрим, как будет складываться дальше», — поделилась Олеся Калачева.
Я не могла не поинтересоваться, меняются ли вкусы и предпочтения детей разных поколений и насколько на них влияет музыкальное образование. «Музыкальная школа — это, как мы, педагоги, говорим, школа мужества. Мальчики и девочки учатся не только преодолевать трудности, выступать перед публикой и справляться с волнением, но и ставить перед собой цели и добиваться их. Конечно, без труда в любом деле невозможно достичь высоких результатов, так и у нас — ребята занимаются ежедневно час-полтора, а на каникулах репетиции длятся и по три часа», — рассказала педагог-музыкант.
Она и ее коллеги считают, что дети, прошедшие через музыкальную школу, становятся той прослойкой интеллигенции с широкими взглядами, которая так нужна обществу для гармоничного развития. Они умеют критически оценивать то, что слушают, видят, умеют включать внутренний фильтр на поступающую отовсюду информацию и составлять собственное мнение обо всем происходящем вокруг. Возможно, не все талантливые юные артисты потом будут заниматься музыкой, но они однозначно будут иметь хороший вкус, причем во всех сферах.
У учителя по классу балалайки, к слову, магистра музыки, своя богатая профессиональная биография. Почти во всех конкурсах она брала первые награды. Значительную школу, в том числе преподавания, ей дал коллектив балалаечников «Витебские виртуозы» и его руководитель Тамара Шафранова, которая поделилась своим опытом обучения и секретами мастерства педагога. Сосчитать все награды Олеся Калачева даже не берется, просто собирает дипломы в уже увесистую папку. В преддверии Дня работников культуры ей вручили награду от Витебского горисполкома за многолетний труд и творческие успехи. И на достигнутом останавливаться она не собирается, впереди у нее и ее воспитанников грандиозные планы.
Алеся ПУШНЯКОВА,
Фото автора,
БЕЛТА.
Источник: www.belta.by