«Соло» хорового дирижера из Гомеля длиной в 45 лет
Наталья Титова Председатель предметной комиссии хорового отделения Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф. Соколовского
Когда по легкому движению руки дирижера десятки голосов хора сливаются в единое целое, зритель замирает. Создается впечатление, что время останавливается, и в этом сила искусства. При всем многообразии жанров классика остается в тренде. Да и современный хор умеет удивлять благодаря новаторам, как драгоценность сохраняющим традиции. О подарке в профессиональной судьбе, воспитании музыкой и продолжении в своих учениках рассказала БЕЛТА председатель предметной комиссии хорового отделения Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф. Соколовского магистр искусств Наталья Титова.
Дорогами музыки
Статная и всегда дипломатичная, умная и тактичная, стойкий и красивый по жизни человек — так отзываются о Наталье Алексеевне в коллективе. Какой бы ни была погода, она всегда несет солнце, каким бы ни было самочувствие, она излучает лишь тепло, особую человеческую энергию и энергетику творчества.
Ее путь в музыку начался в Жлобине, где она жила и училась в музыкальной школе. «У нас был очень хороший хор. И дети очень любили это занятие, потому что вел его преподаватель Леонид Степанович Паньков. Он так все делал весело, интересно, задорно, профессионально, что мы все бежали на хор с удовольствием. Он дал первый толчок в профессию», — начинает рассказ Наталья Алексеевна.
Затем поступила в музыкальное училище в Молодечно на хоровое дирижирование. Попала в класс к преподавателю Анатолию Феликсовичу Шунтову — яркому увлеченному хоровику. «Кроме того, что он был музыкантом, еще и прекрасно рисовал, читал наизусть много стихов. Когда работали над каким-то произведением, мог привести какие-то цитаты, образные сравнения. У нас был прекрасный хор, который ездил по всему Советскому Союзу», — вспоминает Наталья Титова.
Следующая ступень — Белорусская государственная консерватория имени А.В. Луначарского.
Уроки от хорового патриарха
В консерватории Наталью Алексеевну ждал настоящий подарок в профессиональной судьбе. Студентка попала в группу народного артиста СССР кандидата искусствоведения профессора Виктора Владимировича Ровды.
«Это выдающая личность в хоровой культуре. Его называют патриархом белорусской хоровой музыки. Это человек глубоких энциклопедических знаний, высокой культуры, настоящий пропагандист хоровой музыки, причем классики. Он имел разностороннее образование. В свое время окончил духовную семинарию, одновременно с консерваторией занимался в медицинском университете в Вильнюсе. Затем окончил московскую аспирантуру в классе известного хормейстера профессора Александра Свешникова», — рассказывает Наталья Титова.
Профессор сам был очень пунктуальный и приучал к этому студентов. «Мы готовили большие серьезные программы. У него была очень высокая творческая и профессиональная культура. И дисциплина — на высшем уровне. У нас в хоре недопустимо было опоздание. Мы и мысли не могли допустить, что можно опоздать или пропустить занятие», — отмечает собеседница.
В те годы в Минске еще не было метро. Студенты старших курсов подрабатывали в хоровых школах, проходили практику, а вечером торопились на хор. С другого конца города мчались на занятия, порой приходилось тратить студенческие накопления на такси, ведь главное — успеть, чтобы не подвести профессора. «У нас было не принято опаздывать. Очень почетно и ответственно было заниматься у профессора Ровды — его ученики были образцом для всех. Помню, как он пришел на хор на первом курсе и объявил, кто будет заниматься в его группе. Когда назвал мою фамилию, сделал небольшую паузу. В это время у меня возникло двоякое чувство: с одной стороны — огромная радость, а с другой — ответственность. Переживала, а смогу ли я соответствовать его стандартам. И мы всегда были в таком тонусе, ведь понимали: у профессора лишь бы как заниматься нельзя. Конечно, учеба у такого мастера многое дала во всех отношениях, как в творческом, так и организационном. Его сила — в общении и дисциплине. Он очень много рассказывал нам о встречах с титулованными дирижерами. Он вел альбомы с фотографиями. Он нас воспитывал разносторонне. И мы всю жизнь ему благодарны за это», — делится Наталья Алексеевна. Затем еще два года ассистентуры-стажировки под руководством профессора.
Затем вместе с мужем Наталья Алексеевна переехала жить в Гомель. В 1978 году по распределению попала в тогда еще училище имени Н.Ф.Соколовского. Молодого специалиста в коллективе приняли тепло и приветливо. Ученица профессора включилась в работу с полной отдачей. С тех пор преданно — уже 45-й учебный год — служит воспитанию новых поколений хоровиков. «В прошлом году у меня был очень значимый юбилей — 100-й и 101-й ученик, которые лично у меня окончили», — с улыбкой отмечает Наталья Титова.
Через год-полтора талантливого педагога по хоровому дирижированию назначили председателем предметной комиссии. Вела различные предметы: хоровой класс, дирижирование, чтение хоровых партитур и др.
Полет «Летуценнi»
В последние годы Наталья Алексеевна много внимания уделяет народному самодеятельному коллективу, вокальному ансамблю «Летуценнi», созданному при колледже в 1993 году, а уже в 1997 году удостоенному почетного звания «Народный самодеятельный коллектив художественного творчества» и уверенно подтверждающему его.
Его душа, а по совместительству организатор и руководитель — Наталья Титова. За годы вдохновенной работы коллектив принял участие в многочисленных городских концертных программах и стал лауреатом фестиваля «Арт-сессия» (1998, 1996), лауреатом II степени Республиканского фестиваля хорового искусства «Ад шчырага сэрца» (2007), дипломантом XXIII Международного фестиваля восточнославянской колядки (2018, Польша), лауреатом международного фестиваля «Декабрьские нотки» (2020, Россия) и др.
Выступления вокального ансамбля становятся украшением городских и областных площадок. Так, «Летуценнi» украсили авторские концерты современных гомельских композиторов А.Гулая и В.Надточея, концерт памяти Ю.Григорьева, творческий вечер поэтессы Н.Шкляровой, презентацию книги писателя М.Дедовца.
Репертуар коллектива включает произведения различных стилей: старинную белорусскую и русскую духовную музыку, обработки народных песен, сочинения современных композиторов.
В хоре только девочки?
Большинство учащихся в колледже — девочки. «Поэтому и с мальчиками в хоре напряженная ситуация. Их не хватает. И в ансамбль по возможности стараюсь привлекать в свободное от занятий время и мальчишек. К примеру, хорошо поет баянист, обязательно приглашаем к нам. Все такие хорошие дети, сильные. Хорошо занимаются, хорошо поют и любят это дело», — поясняет педагог.
Зазвучать в унисон десятки голосов, обладатели которых отличаются по темпераменту, характеру и творческому уровню, — задача не из простых. Преподаватели помогают осваивать язык жестов дирижера, читать указания по движениям.
«Терпение и только терпение, которое важно и в воспитании молодежи. Мы же понимаем, что на первый курс приходят еще совсем дети. Поэтому помогаем им расти, приобщаться к культуре. У нас же учебно-воспитательный и развивающий процесс», — делится секретом Наталья Алексеевна.
Многие после окончания колледжа поступают в академию музыки, университет культуры. «К счастью, коллеги дают обратную связь и всегда отмечают наших детей: они умеют себя вести, умеют слышать преподавателей. Приятно, что мы смогли заложить в них эти качества», — говорит преподаватель.
Хор-полиглот, или покорение жюри на японском
Академическим хором руководит Маргарита Валерьевна Варфоломеева, а народным хором «Радзейка» — Оксана Владимировна Борутенко. Они также выпускницы колледжа.
Наталья Алексеевна уверена: «Творческое лицо академического хора — это коллектив, в котором традиции отечественного вокально-хорового искусства органично сочетаются с современными достижениями в области хоровой культуры, использованием новой музыкально-хоровой стилистики, театрализации. Репертуар коллектива обширен и разнообразен — от хоровых миниатюр до ораторий, русская и зарубежная классика, старинная духовная и современная музыка, белорусские народные песни и песни народов мира».
С большой любовью рассказывает председатель комиссии о хоре «Радзейка». Его название происходит от слова «рада» — собрание, порода. «Его основная задача — возрождение и пропаганда песенной национальной культуры Беларуси. Репертуар хора включает произведения календарно-обрядовой лирики, семейно-обрядовой, необрядовой лирики, обработки белорусских и русских народных песен, произведения белорусских композиторов. Это позволяет учащимся знакомиться с песенным творчеством различных регионов Беларуси и особенностями диалектной манеры пения, а также с авторскими произведениями. Сейчас много концертных номеров с танцевальными движениями. Это интересно и детям, и публике. Это всегда оживляет программу», — поясняет она.
Конкурсный репертуар подбирается с особой тщательностью. Классика требует большей отработки, так как необходимо достичь академического звука, и по партитуре это более сложные композиции.
К слову, сейчас хор разучивает песню на польском языке. «Дается она непросто, ведь язык менее знакомый. Вот итальянский, латинский для пения более удобны», — рассказывает опытный педагог. Впрочем, языковых барьеров для творческого коллектива нет, ведь хор — лауреат многочисленных международных конкурсов. Порой жюри поражают в самое творческое сердце экзотикой.
Так, на фестивале «Серебряная лира» в номинации «Молодежный хор» признан лучшим. Исполнили несколько композиций: одну песню на польском, русское классическое произведение, белорусскую народную песню и песню японского композитора на японском языке. «Была проделана огромная работа. Мы очень тщательно готовились. Нашли человека, который помог нам перевести песню на русский. Сначала выучили русский текст, затем уже японский. К нам на репетицию даже приглашали японца, чтобы он послушал и подсказал, как правильно произносить звуки и слова. В итоге все сложилось. Это было очень красочно, красиво. По глазам видели, что публика впечатлена», — вспоминает Наталья Алексеевна.
«Никаких секретов нет — просто надо любить, искренне любить, и быть преданным делу. Окружающие это обязательно почувствуют. Зрителя обмануть нельзя. Если этим заниматься формально, никому не будет интересно», — заверяет Наталья Титова.
История «Певческой академии»
Идея укрепить симбиоз теории и практики одновременно возникла в колледже и академии музыки. Уникальность нового творческого форума «Певческая академия», который проводится на базе колледжа с 1995 года, — в специфической форме. Она объединяет три основных направления: концерты, теоретические конференции и мастер-классы. Так, в течение нескольких дней здесь проходят интеллектуальные дискуссии, идет обмен опытом по воспитанию творческой молодежи, мастер-классы, открытые уроки — все это дает возможность познакомиться с полученными достижениями в деятельности ведущих мастеров профессионального и самодеятельного хорового искусства.
Так, в фестивалях «Певческой академии» участвовали Государственный академический народный хор Беларуси им. Г.Цитовича под руководством М.Дриневского, камерный хор «Уния» под руководством К.Носаева, вокальный ансамбль «Чистый голос», фольклорный вокально-хореографический коллектив «Волочобники» Белорусского университета культуры (руководитель С.Дробыш), Минский областной камерный хор «Сонорус» (под руководством А.Шута), камерный хор Гомельской областной филармонии (руководитель Е.Соколова), народный хор Гомельского колледжа искусств, хор Белорусской академии музыки под руководством В.Ровды (позже И.Бодяко), академический хор Брянского музыкального училища, лауреат всероссийского конкурса-фестиваля «Поющая Россия» (худрук И.Орлова), Государственный камерный оркестр Беларуси (под руководством П.Вандиловского), лауреат международных конкурсов детский хор «Крынiчка» (руководитель Е.Гуляева) и многие другие.
В прошлом году форум прошел в онлайн-формате.
Визитка педагога — успехи учеников
С большой любовью и уважением Наталья Алексеевна рассказывает о своих учениках. Имена многих из них известны в Гомеле и за далеко его пределами. Это и художественный руководитель Народной хоровой капеллы университета имени Ф.Скорины «Дзяннiца» Николай Козлов, и руководитель хора «Звонкие голоса» детской музыкальной школы искусств №1 имени П.И. Чайковского в Гомеле Галина Кресс, и руководитель хора детской музыкальной школы искусств №1 имени П.И. Чайковского Гомеля Юлия Косенко, и руководитель хора детской школы искусств №6 Гомеля Виктория Блыга, и руководитель образцового хора «Камертон» детской школы искусств №5 Гомеля Наталья Кирьянова и др.
«Из выпускников более раннего периода — Татьяна Дробышева, доцент кафедры «Искусство эстрады» университета культуры. А Ирина Дешко сейчас живет в Бремене. После нашего хорового пошла развиваться дальше по направлению вокала (у нее очень красивый голос) и сейчас поет в оперном театре. Наши талантливые хоровики — по всему миру, география очень широкая. И со всеми стараемся поддерживать контакты», — не без гордости говорит преподаватель.
Сегодня на отделении в колледже работает 12 преподавателей, из них 6 — выпускники Натальи Алексеевны. Такая преемственность, по мнению педагога, не случайна. «Мое главное правило как педагога: ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Надо видеть в них свое будущее, своих коллег, заряжать своим примером. На нашем отделении у всех понимание — музыка едина для всех», — заключает Наталья Титова.
БЕЛТА.
Источник: www.belta.by